Юрий Лоза
Юрий ЛОЗА
«На маленьком плоту...»
Юрий ЛОЗА – личность на музыкальной арене весьма незаурядная. 
Его творчество нельзя назвать ровным, движение к мастерству поступательным, 
а музыкальный стиль обрисовать определенными рамками. 
От психологически глубоких баллад – к шутовскому балагану, 
от берущей за душу лирики – к высмеивающей её же иронии. 
Иногда его бросает в крайности, иногда он пересекает грань, 
именуемую словом «мера», а порой и «вкус», 
но все это можно списать на издержки натуры - 
богатой, одаренной и не успокаивающейся.
Начало музыкальной карьеры Юрия было в этом плане, 
а точнее, в этой разноплановости, символичным. 
Город Алма-Ата, где он в студенческие годы подрабатывал на торжествах, 
был многонациональным, музыка на свадьбах требовалась тоже разная, 
и Юрий легко пел как популярные шлягеры, 
так и народные песни казахов, армян, татар, уйгуров. 
Это была своеобразная студия мастерства, изучения восточного колорита 
и школа понимания аудитории. 
Пригодилось все.
Советский зритель впервые услышал Юрия Лозу в 80-х. 
Хороший старт – казанский «Интеграл» с Бари Алибасовым, 
удачное и очень своевременное попадание – Примус 
с его неплохими студийными возможностями, 
закономерное продолжение – «Зодчие», 
как доказательство 
творческой состоятельности и индивидуальности 
после путаницы с Примусом. 
Сейчас Юрий Лоза практически всегда выступает один. 
Он не пишет для других и не дает им исполнять свои песни. 
Стихи, которые написал Юрий Лоза, и аккорды песни 
должны и могут звучать только в его исполнении. 
О причинах говорит просто: 
«Я не хочу, чтобы моя песня умерла вместе с чужим творчеством». 
В формат эстрады в том виде, 
в котором она существовала и существует в России, 
Лоза не вписывался никогда. 
Более того, его отношение к ней 
можно без натяжки обозначить словом «ненависть».
В начале творческого пути вокруг нашей эстрады китайской стеной стояли бесконечные худсоветы, цензура и запреты. 
Теперь, когда запреты сняты и все стало доступно, но за большие деньги, он не приемлет её сам. 
Тем не менее, это не помешало Лозе вписать свое имя в современную музыкальную энциклопедию 
и как эстрадного певца, и как барда, и как исполнителя рок-н-ролла. 
Его музыкальный стиль постоянно трансформируется, 
иногда его творческий путь пересекается с другими исполнителями и группами, 
но неизменно снова остается один на один с самим собой. 
Это типичный автор-исполнитель, поющий собственные песни под собственный аккомпанемент. 
В записях он использует многоканальную аппаратуру, практически все партии записывая в собственном исполнении. 
На концертах – только сольная гитара. 
Несмотря на разноплановое авторство, Лоза практически никогда не остается в рамках одной песни. 
Чаще всего он мыслит песенной серией, объединенной циклом личных размышлений, 
точкой зрения и, наверное, более всего, настроением. 
В этом – его честность. Он не верит приверженцам одного стиля, потому что человек – это всегда разное настроение. 
Есть музыка «под чашечку кофе», под ходьбу пешком, под езду на машине, под танцы и под одиночество. 
Она не может быть одна даже у любителей определенного направления. 
Это – как джинсы на каждый день, в которых, однако, не пойдешь в театр. 
Только талантливо передающие настроение поэта стихи правильно ложатся на музыку, написанную другим человеком. 
Если же талант поэта и композитора рождаются не только в одном человеке, но и в равной мере – это большая удача. 
Музыка и стихи становятся равноценными и равноправными, образуя одно неделимое художественное понятие – песня!    
Рекомендуем
с авторской программой "Музыка внутри".
композитор, актриса,
Заслуженная артистка России
Алёна СВИРИДОВА
В концерте принимают участие:
Виктор Пономарев - контрабас
Сергей Серяков - гитара
Евгений Лепендин - ударные, перкуссия
Ирида Прядко - клавишные, бэк вокал
Алена Свиридова - вокал, гитара, губная гармоника.
